Говоря обобщенно, медиа-образование – это направление в современной педагогике, выступающее за изучение детьми массовой коммуникации (пресса, телевидение, радио, кино, видео и т. д.). Цель такого образования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях. В процессе медиа–учения воедино сливаются такие аспекты, как образовательный (знакомство с основами журналистского мастерства, воспитательный (воспитание коллективизма, журналистской этики) и развивающий (развитие творческих способностей). Модель медиа–образования предполагает, что использование детской периодической печати как дидактического средства развития познавательного интереса дошкольников в должных психолого-педагогических условиях обеспечит адекватный уровень готовности ребенка к обучению в общеобразовательном учебном заведении. Данная модель представляет собой единство ее основных структурных блоков – содержательного; потребностно-мотивационного; блока знаний, умений, навыков дошкольников; организационно-деятельностного и диагностико-коррекционного. Каждый блок представляет собой структурное единство составляющих компонентов.
Содержательный блок (организация дошкольного медиа-образования) включает в себя следующие разделы: теоретические основы медиа-образования; современные медиа-средства, периодические издания для детей; подготовка и выпуск собственной газеты.
Блок знаний, умений и навыков – это развитие креативных, коммуникативных, познавательных умений, а также памяти, воображения, восприятия, любознательности, мышления, внимания, наблюдательности.
Организационно-деятельностный блок представляет собой организационно-деятельностное обеспечение развития познавательного интереса дошкольников через групповые формы познавательной деятельности; постоянную практическую познавательную деятельность; игры, тренинги, викторины, экскурсии.
Диагностико-коррекционный блок предусматривает анализ результатов тестирования, наблюдений, бесед, интервью, анкетирования с использованием методов математической обработки данных.
Заслуживает внимания один из важнейших аспектов медиаобразования – анимационное искусство. В подготовительной к школе группе воспитанники с удовольствием осваивают техники пластилиновой и песочной анимации, вместе со своими педагогами учатся снимать мультфильмы: можно создавать мультфильмы буквально из всего на свете: из клочков бумаги, из манной крупы, из пластилина, из лучей фонариков, из самих себя. Вместе с ребятами можно осваивать мультипликационные техники, изучать различные приёмы мультипликационного оживления, смотреть и обсуждать разные мультфильмы – любительские и профессиональные, современные и те, что смотрели наши родители. И, конечно, самое главное, самим создавать собственные мультфильмы! Проекты «Детская журналистика», «Детская телестудия» реализуются с целью повышения уровня речевого развития, коммуникативных навыков старших дошкольников юные журналисты учатся пользоваться микрофоном, видеокамерой, фотоаппаратом, задавать вопросы, брать интервью, т. е. выступать в роли дикторов и репортеров.
Одной из форм взаимодействия с семьей являются практические задания. Например, вместе с родителями дети могут составляют короткие рассказы о любимой телепередаче, рисуют на заданные темы. Практическим результатом работы в данном направлении становится создание собственной газеты
Эффективной формой познавательного развития ребенка является медиа-образование, использовать которое целесообразно в дошкольной образовательной практике. В образовательном процессе медиаобразовательные технологии, основываются на материале игр, сказок. С помощью игрушек дети разыгрывают известные истории из телевизионных программ, пересказывают их друг другу, готовят поздравительные открытки, коллажи для родителей. Детям дошкольного возраста доступны такие виды медиатекста как фотографии, иллюстрации, рисунки, изображения, звук, медиасредства (фотоаппарат, ноутбук.). Дети способны создавать простейшие продукты анимационного творчества: мультимедийные проекты, звукомузыкальные проекты, коллажи, видео– и аудиофрагменты, слайды. Любой проект, составленный детьми может иметь практическую направленность: подарить маме, показать другим детям, подготовиться к конкурсу, оставить на память в детском саду.
Дети 3–4 лет рассматривают фотогафии на печатной основе, а затем на электронном носителе. Педагог решает технические задачи, дидактические задачи: обогащение словарного запаса.
Дети 4–5 лет выбирают фотографии из представленных родителями, педагогами, учатся создавать альбом с помощью программы (выбор фона, изменение размера, размещение на слайде до 2 фотографий, придумывание заголовка.). Педагог решает технические задачи: самостоятельной владение мышкой, знание простейших знаковых иконок на панели компьютера.
Дети 5–6 лет совершенствуют умения, полученные в средней группе, способны работать в другой офисной программе со звуком. В этом возрасте формируются представления об электронном носителе диске, дети знакомятся с техническими задачами: вставить, открыть диск, сохранить на диск, удалить с диска.
Дети 6–7 лет самостоятельно работают во всех программах. У детей формируется умение самостоятельно фотографировать, переносить любой медиатекст в компьютер, использовать медиатекст при составлении проекта, коллажа.
Установлено, что развитие познавательных интересов дошкольников в процессе использования медиаобразования является важным фактором подготовки ребенка к обучению в общеобразовательном учебном заведении Определено, что развитие познавательных интересов дошкольников осуществляется значительно эффективнее, когда игровой – ведущий для данного возраста тип деятельности, приобретает интегрированный характер, включает в себя интеллектуальную и творческую деятельности в качестве необходимых составляющих