Мы используем файлы cookie для обеспечения функционирования нашего сайта, а также сбора и
анализа информации
о
его работе. Вы можете разрешить все файлы cookie, нажав «Разрешить все», или управлять ими по отдельности,
нажав
«Настроить».
Нажимая «Разрешить все», вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с Политикой обработки
файлов cookie.
Вы можете настроить использование каждого типа файлов cookie, за исключением типа "функциональные (обязательные) cookie",
без которых невозможно корректное функционирование сайта Schools.by (далее - Сайт). Вы вправе изменить свой выбор настроек
файлов cookie (в т.ч. отозвать согласие) в любое время в настройках используемого браузера. Перед тем как совершить выбор
настроек параметров использования файлов cookie Вы можете ознакомиться с
Политикой обработки файлов cookie, а также со списком
файлов cookie, содержащим их описание и сроки хранения.
Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Основы трудолюбия закладываются в первую очередь в семье. В семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, совершаемого ежедневно взрослыми на глазах у ребенка (готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют, работают на огороде.…). Дети, наблюдая за взрослыми, начинают им подражать. Именно подражание побуждает детей к активной деятельности. Ребенок наблюдает за тем, что делает взрослый, и у него возникает желание делать то же самое. Основная задача родителей не погасить, а развить и углубить это желание, если родители хотят вырастить трудолюбивых детей.
В раннем возрасте ребенок учится самообслуживанию, затем от самообслуживания происходит переход к труду для других. Дети растут и постепенно расширяется круг обязанностей, наращивая сложность. Родителям необходимо помочь ребенку ощутить пользу своего труда, испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.
Немаловажным условием для развития трудового воспитания является создание среды в условиях семьи. Как же ее создать?
Важное место в создании условий для труда детей является то, чтобы все оборудование соответствовало силам и росту детей, было удобным и имело привлекательный внешний вид.
Содержание труда детей дошкольного возраста включает в себя: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе.
Итак, самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место воспитывает у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия. В каждой семье должны быть созданы условия для формирования у детей первых трудовых навыков, это вешалка для одежды и полотенца на уровне роста, дополнительные полочки, контейнеры для хранения игрушек.
Участие в бытовом труде позволяет детям ощутить свою причастность к жизни семьи, стать участниками общего труда. Они могут пропылесосить в комнате, протереть пыль, принять участие в сервировке стола, убрать со стола, убрать игрушки, помыть их, постирать мелкие вещи (носовой платок). И для этого, конечно же, необходимо иметь детский передник, веник, совок, тряпочки, небольшой тазик. Обращаем внимание, где хранится и как расположен инвентарь, так как это имеет большое значение для воспитания у детей аккуратности и бережного отношения к вещам.
Дома в каждой семье имеются комнатные растения. И мы родители должны воспитывать у детей желание и умение ухаживать за ними (поливать их по мере необходимости, рыхлить землю, протирать листья от пыли, мыть поддоны для цветочных вазонов). На огороде отвести для ребенка маленькую грядку, где он сможет вместе с вами посадить и ухаживать за каким-либо растением. Для этого необходимо иметь детские лейки, ведерки, палочки для рыхления почвы, грабли, лопатки, тяпку. Весь инвентарь должен быть удобным для ребенка. Ведь работа тяжелыми, тупыми или плохо прилаженными к рукоятке лопатками, граблями, тяпками утомляет детей и отражается на качестве работы. Для хранения инвентаря отведите отдельное место в сарае и так расположите там все, чтобы ребенок мог быстро найти и взять необходимое. А после работы убрать на место.
Большой интерес вызывает у детей ручной труд. Возьмите большую красивую коробку или контейнер и сложите туда различный бросовый материал (кусочки ткани, нитки, пуговицы, веточки, камушки, ракушки, пробки, спичечные коробки…). Как интересно будет ребенку наблюдать как из кусочка ткани и ниток можно сделать куколку, из веточек ежика… Вначале вместе с родителями, а потом один самостоятельно ребенок начнет создавать интересные и необычные поделки. Поделка, сделанная своими руками, всегда будет радовать вашего ребенка.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
Советы родителям:
1. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
2. Будьте последовательны в своих требованиях.
3. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
4. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности.