Как не проиграть ребенку и избежать его манипуляций?!
Всегда ли правильно мы реагируем на слезы, непослушание и капризы наших детей? Всегда ли мы готовы устоять в ответ на такое поведение, чтобы не сделать всё что угодно, чтобы он перестал плакать или капризничать, особенно в общественных местах? На разные слезы и реагировать нужно по разному. Обязательно нужно научиться различать, по какому поводу слезы. Если нашему ребенку больно или его обидели, его непременно нужно пожалеть и успокоить, он должен знать, что его любят, поддерживают и заботятся о нем.
Но, если он плачет, просто настаивая на своем или требуя к себе внимания, если это просто капризы, то стоит задуматься о том, что наш ребенок научился нами манипулировать. Манипуляция – это игра на чувствах для того, чтобы получить выгоду. С каждой выигранной манипуляцией наш малыш вырастает уверенный в том, что все проблемы можно решить, выдавив слезу или ведя себя неадекватным образом. Чем взрослее он будет, тем изощренней и хитрее будут его способы манипулирования людьми. Капризы ребенка — это не столько врожденный характер, сколько признак избалованности и результат неправильного воспитания. С капризами и манипуляциями нужно бороться с младенческого возраста, и в этой борьбе родителям нужно выиграть, если мы не хотим в будущем попасть под поговорку «Маленькие детки-маленькие бедки».
Лучший способ борьбы с манипуляциями ребенка - игнорировать их, не закрепляя на них внимания ребенка, ну вроде бы мы их и не заметили. Маленького ребенка легко отвлечь, умело переключив его внимание на что-нибудь другое, это часто содействует прекращению капризов, а каждому «нельзя» обязательно нужен противовес - «можно». Безусловно, ребенку нужно устанавливать рамки возможного и невозможного, и эти рамки должны быть постоянными и четкими. Запреты должны быть разумными и обоснованными, и ими нельзя злоупотреблять! Когда запретов слишком много и им нет альтернативы, то ребенок не понимает разницы - он не воспринимает слово «можно».
Например, ребенок постоянно залезал в ящик со столовыми приборами, и слово «нельзя» ему было непонятно. И даже после того, как были завязаны все ручки шкафчиков, интерес к ним не пропал, наоборот, ведь «запретный плод сладок». С проблемой удалось справить только после того, как в шкаф положили пару деревянных ложек, и сказали, что их «можно» брать, а все остальное «нет». Ребенок действительно стал брать в руки только ложки, а когда его ручки тянулись к ножам и вилкам, он сам же и повторял «нельзя». И через пару дней у него вообще пропал интерес к этому ящику. Раз можно, то и не интересно! Если ребенок рисует на обоях, то приставьте лист картона к какой-нибудь стене и разрешите ему там рисовать. Постоянство требований к детям – залог успеха.
Часто сложно найти единство мнений в одной семье. В одном и том же случае папа запрещает, а мама разрешает, дедушка сомневается, а бабушка – разрешает всё на свете. Таким своим поведением мы создаём ребенку почву для манипуляций. Поэтому, чтобы наш ребенок не искал защиты то у мамы, то у папы, разумнее придерживаться всем членам семьи одних и тех требований к ребенку, а не соревноваться друг с другом, кто добрее и кто больше любит ребенка. Ну, посудите сами, куда же идти бедному ребенку, если ему говорят «стой здесь, иди туда...» Точно также, совершенно недопустимо, когда ребенка начинают воспитывать все одновременно. Неужели мы, родители, такие беспомощные, что мы не можем победить ребенка в одиночку, а только с «группой поддержки»! Дисциплина в воспитании ребенка - основа основ
Дисциплина в воспитании ребенка - основа основ.
Часто родителям не терпится высказать свое мнение и точку зрения по поводу проступка, и они либо хором набрасываются на ребенка, либо перебивают друг друга. А еще более неприглядная картина, когда родители начинают противоречить друг другу, и процесс воспитания ребенка плавно переплывает в ссору между родителями.
Поставьте себя на место ребенка! Что он поймет? Он поймет, что чтобы отвести от себя «черную тучу наказания», нужно поссорить родителей. Воспитывать ребенка или высказывать своё мнение нужно «с глазу на глаз», «без публики», спокойно, без обидных слов и без эмоций. Хороший воспитатель никогда не дает указаний раздраженно или на повышенных тонах, но практически всегда добивается понимания и послушания.
Если мы собираемся в чем-то отказать ребёнку, то делать это нужно твердо и решительно. Однако мы должны объяснить доступно и понятно, почему мы это делаем. Если ребенок разбрасывает игрушки по всей квартире, то для начала нужно объяснить, что играть с игрушками можно в детской комнате, а в других комнатах нельзя, потому что это создает беспорядок и другим членам семьи это не нравится. И если он бросает свои игрушки где попало, не хочет складывать их на место, значит, он о них плохо заботится и они могут обидеться, исчезнуть, убежать, как в сказке про «Федорино горе». После этого все брошенные где попало игрушки нужно молча убирать куда-нибудь в кладовку и возвращать их постепенно и только тогда, когда ребенок начнет понимать, что игрушки всё таки нужно класть на место. А для уже повзрослевших детей и для других членов семьи, которые привыкли разбрасывать вещи, можно предложить так называемое «Бюро находок». Бюро находок – это специально выделенное место в шкафу или в отдельной коробке, в которое отправляются все разбросанные вещи всех членов семьи. Если мы будем просто раскладывать заблудившиеся вещи по местам вместо кого-то, то он никогда так и не научится аккуратности, ведь найдет-то он свои вещи всегда на месте! А вот если он часто будет разыскивать свои вещи на виду у всех, то ему это будет неприятно, и он будет избегать таких моментов. Это правило должно работать для всех членов семьи.
Не удивляйтесь, что и вам придется разыскивать свои вещи в этой коробке, потому что дети с удовольствием начинают следить за взрослыми и радостно отправляют в коробку наши вещи, если мы их оставим без присмотра.
Вот так, в игровой форме, можно получить результат и обойтись без раздражения, обид и возмущений! Очень важно, чтобы вы имели авторитет у ребенка, дабы ваши действия и поступки на практике не расходились с тем, чему вы учите детей. В противном случае, он будет подражать отрицательным примерам.